О плащанице Христовой[1].
Вячеслав Синельников Как многое изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. Ис. 52,14-15
Вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый, и наклонившись увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Ин. 20, 3-8).
Они увидели лежащие пелены, склеенные засохшими миррой и алоэ, уже не заключавшие в себе тела, но сохранившие его форму, и плат, «особо свитый», то есть свернутый и лежащий под пеленами. Обернутый при погребении крест-накрест вокруг головы Спасителя, полый плат, как и пелены, был совершенно целым, неразорванным и несмятым![2]
В древнейшей мозарабской литургии, выходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, говорится: «Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели в пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и Воскрес». Поговорим теперь подробнее об этих пеленах и о загадочных следах, оставленных на них.
Какое-то время пелены — Плащаница, вероятно, хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. В сочинениях до-константиновой эпохи она не упоминается: естественно предположить, что христиане опасались спровоцировать интерес языческих властей, которые могли бы уничтожить великую святыню. Полагают, что Плащаница долгое время хранилась в Эдессе, у потомков царя Авгаря[3].
Достоверно известно, что во времена иконоборчества — с 635 по 850 год — православные тайно переправили святыню из Константинополя в Палестину. Описывая свое путешествие в Иерусалим в 640 году, епископ Галльский упоминает Плащаницу и приводит ее точные размеры[4].
До VI века, пока погребальные пелены пребывали в потаенном месте, их вид был мало кому известен, поэтому на иконах Христа изображали по-разному: безбородым, с усами, вьющимися короткими волосами, круглолицым. С VI века образ Христа на иконах, монетах, скульптурах стал более или менее сходным — «бородатый лик с длинными волосами, вытянутым красивым лицом, прямым носом, глубокими глазницами, широким и невысоким лбом. Вариации существуют, но они не принципиальны»[5]. Так, профессор Дьюкского университета из Дарема (США) А. Вагнер утверждает, что ранневизантийская иконография Христа дает несколько случаев чрезвычайно близкого совпадения в
пропорциях и деталях Лика на Плащанице и Лика Христа на нескольких монетах и иконах VI—VII вв. Совпадений в чертах Образа на Плащанице с иконой Христа в монастыре Святой Екатерины на горе Синай — 45; с обликом Христа на солиде (монете) Юстиниана II — 65[6].
Удивительно, но Тот, Чей облик сохранился на Плащанице, скорее стар, на вид Ему гораздо больше тридцати трех лет. Были ли тому причиной перенесенные страдания или средняя продолжительность жизни две тысячи лет назад (она составляла около сорока лет, и тридцатилетние выглядели пожилыми людьми)?[7]
Ссылаясь на известие, идущее от Иринея Лионского, церковный историк говорит, что Христос освятил своим пребыванием на земле все возрасты человеческой жизни. «Ириней был ученик св. Поликарпа Смирнского, который имел своим учителем Иоанна Богослова: следовательно, возможно, что это известие исходит от Иоанна Богослова... Фарисеи возражали Христу: «Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама» (Ин. 8, 57). Очевидно, что на вид Ему было гораздо более 30 лет. Несомненно, они были бы рады сказать: «Тебе и тридцати лет нет», если бы это было возможно... Ириней уже допускал,
по крайней мере, 40-летний возраст Христа[8].
Какой дошла до нас святыня? В соборе Святого Иоанна Крестителя итальянского города Турина хранится кусок льняного полотна длиной 4,36 м, шириной 1,1 м — та самая ткань, которой обернули тело Господа. Развернув Плащаницу, мы увидим на желтоватом фоне светло-коричневые пятна. По обе 3 стороны от Образа на небольшом расстоянии резко выделяются две темные полосы, по которым ткань обгорела во время пожара в 1532 г.; видны следы воды, попавшей во время тушения пожара, заплатки на прожженных местах, пришитые в 1534 г., и места, прожженные до 1532 г.
«На длинном куске очень древнего... дорогого и домотканого полотна вырисовываются два отпечатка Человеческого Тела во весь рост — Тело Человека, жестоко избитого и израненного до смерти.
Отпечатки Тела, прекрасного, золотисто-коричневого оттенка, имеют все характерные свойства точного фотографического негатива... Все анатомические и физиологические подробности так научно точны и детальны, как могут быть только фотографии.
Отпечатки расположены головой к голове, так, что полотно покрывало всю голову Замученного, ниспадая, и спереди и сзади, ниже Его ступней. Оно Его всего покрывало, и на этом полотне Он весь отпечатался»[9].
Лик заметен сразу, но эффект усиливается, если рассматривать негативы. Дело в том, что отображение на Плащанице негативное, так что негатив с этого негатива получается позитивом с привычным для глаза распределением света и тени. Впервые Плащаницу сфотографировали в 1898 г. (а потом в 1931 и 1933 гг.) — получился позитивный, безупречной перспективы, рельефный портрет, духовное содержание которого всех поразило. «Фотография выявила картину чудовищных страданий — страданий предельных и неописуемых. И при всем этом выявился предельной же величественности и царственности Лик, Лик, на котором лежит печать Вечности, Божественности, невыразимой стойкости и силы, а вместе с тем безграничного прощения и милосердия» (там же)[10].
В 1969—1973 гг. комиссия из 11 членов, из которых пятеро — ученые различных специальностей, исследовала Плащаницу В 1978—1981 гг. группа американских специалистов (30 ученых и техников) снова провела ряд исследований, применив новейшую научную аппаратуру.
Сухая сводка данных сообщает: ткань представляет собой льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1 (распространенный способ ткачества в античности); нить спрядена на ручном веретене; кроме льна, в составе ткани найдено несколько хлопковых волокон (хлопок азиатского вида); в пятнах есть следы таких компонентов крови, как гемоглобин, билирубин и др.; кровь, несомненно, является человеческой. Отмечено, что видимое изображение золотистых отпечатков Человеческого Тела всецело обусловлено потемнением ворсинок ткани в результате вызванной неизвестным фактором дегидратации (то есть обезвоживания) целлюлозы в ворсинках[11].
При микрофотографировании в поляризованном свете и при компьютерном сканировании результата было получено изображение, по которому удалось восстановить предполагаемый объемный прототип: так были обнаружены отпечатки положенных на глаза монет (а из археологических находок известно, что иудеи при погребении закрывали усопшему глазницы монетами)[12]; удивительно, но металлические монеты, являющиеся
чужеродными телами, запечатлелись на полотне так же четко и детально, как и черты Образа и следы бичеваний.
Кроме того, микрофотографии подтвердили, что темные потеки и пятна крови пропитывают ткань насквозь, проходя в промежутки между нитями. (Удивительно, что пятна местами имеют красный цвет и даже визуально напоминают кровь.) Там же, где виден отпечаток Тела, основа ткани осталась без изменений, только потемнели ворсинки.
Очень показательны участки, подвергшиеся действию высокой температуры (по границе с обожженными пожаром местами). На микрофотографиях не отмечено каких-либо изменений яркости отображения. (Если отображение есть результат теплового воздействия, то на ворсинках, подвергнувшихся более сильному нагреванию близ пожогов, это оставило бы след; температура, при которой обуглилась ткань, должна была бы изменить цвет пигмента — красителя, если предположить, что отпечатки сделаны искусственно.) Микрофотографии показали, что вода, которой заливали огонь при тушении пожара, нисколько не повредила изображения.
Исследования под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами показали, что пятна на Плащанице оставлены кровью. Лучи рентгена высветили в спектре четкую линию железа, иногда этот металл присутствует в красной краске, но в данном случае железо окружено так называемыми «пиральными кольцами», которые есть в крови, но совершенно отсутствуют в краске[13].
Специалисты, работающие для НАСА (Национальное управление по Аэронавтике и исследованию космичекого пространства) в США, исследовали фотографию Плащаницы, тщательно снятую в натуральную величину, с помощью анализатора изображений ВП-8, который ранее использовался для анализа и расшифровки фотографий из космоса.
Отображение было разложено на миллионы микроскопических точек (не более микрона в диаметре), и каждой из них были приданы три координаты: первые две указывали на положение данной точки в общем отображении на Плащанице, а третьей координате соответствовала световая интенсивность отображения, измеренная в этой конкретной точке.
Исследования проводились в три этапа: измерение расстояний между точками Тела и Плащаницы; измерение интенсивности отображения; сравнение расстояния между Телом и тканью с интенсивностью отображения в различных точках Плащаницы.
Для измерения расстояний между Телом и тканью исследователи восстановили ее конфигурацию в погребении. Экспериментатор, размерами соответствующий отображению на Плащанице, был покрыт тканью, подобной Плащанице, так, чтобы все детали отображения приходились на соответствующие части его тела, Таким, образом в отображении на Плащанице, были выявлены «линии морщин», идущие по самым высоким точкам тела, то есть местам его соприкосновения с Плащаницей. Затем информацию заложили в компьютер, который восстановил по точкам отображение на Плащанице, причем при расчетах для каждой точки ткани реконструировался рисунок ткацкой основы и «отделялся» от собственно отображения.
Полученные; изображения обрели невиданную четкость и открыли такие детали, о которых не подозревали до настоящего времени.
Специалисты НАСА пришли к заключению, что отображение на Плащанице несет трехмерную информацию, потому что интенсивность отображения зависит от расстояния между Телом и тканью. Такой трехмерности никогда не наблюдается на обычных фотографиях (на обработанных с помощью ВП-8 фотографиях двух картин, копирующих Плащаницу, изображение было искажено, а композиция стала совершенно плоской).
Кроме того, ученые установили, что отображение на Плащанице образовалось не в результате контакта тела с тканью, а могло появиться лишь в результате какого-то неизвестного бесконтактного воздействия.
Клинометрические опыты подтвердили, что отображению на Плащанице не присуща «направленность», за исключением следов бичевания, «на-правленого» рукой палачей; следовательно; каким бы ни был процесс образования отпечатков, возможность человеческого участия в нем исключается. Да и кто мог бы создать такой компьютерноточный образ? Ведь спинно-брюшная симметрия — соответствие деталей отпечатков сверху и снизу — выдержана с изумительной точностью!
Ученый с мировым именем Джон П. Джексон, известный специалист по лазерной оптике, доктор физики, создал центр по изучению Плащаницы. О результатах спектрографических исследований Джексон сказал следующее: «Создается впечатление, что изображение на Плащанице получилось обугливанием волокон под действием мощного излучения, которое шло от Человеческого Тела; «огонь Тела» и огонь пожара оставили на ткани следы примерно одинакового спектра».
Но у однотипных, казалось бы, следов есть и существенное различие: волокна, поврежденные пожаром, обгорели со всех сторон, а изображение Тела «нанесено» только с одной стороны Плащаницы — у каждого волокна обгорел лишь один бок. «Окрашивание» произошло в очень тонком слое — всего в несколько микрон...
Еще одно открытие: на отображении отсутствуют боковые поверхности Тела — например, видна только передняя часть головы.
Пропорции некоторых частей Тела необычны пальцы удлиненные, а руки укороченные.
Проанализировав огромное количество художественных и фотографических портретов, ученые пришли к выводу, что фигура на Плащанице — единственное изображение такого рода, никакому художнику и фотографу не приходило в голову создать нечто подобное. Вывод Джексона стал сенсацией. Фигура на Плащанице — это проекция Человеческого Тела на поверхность ткани: изображение появилось под действием частиц, которые двигались в одном направлении — перпендикулярно поверхности Земли.
Как может получиться на полотне проекция тела человека? Для этого тело должно «пройти» сквозь полотно, оставив на нем свои следы. Причем пройти вертикально! Этот вывод объясняет многие особенности Плащаницы: например, подогнутый большой палец просвечивает сквозь ладонь, как бы проходит через нее, так как «сначала через ткань прошла ладонь, а потом — подогнутый палец»[14].
Единственный научный вывод, который до 1995 г. позволял скептикам сомневаться в подлинности Плащаницы, — результат радиоуглеродной датировки, опубликованный в 1988 г., на основании которого полагают, что Плащанице всего 600— 730 лет[15]. Но
недавние исследования, проведенные с учетом термического и газового влияния на ткань
Плащаницы (за свою долгую историю она неоднократно попадала в пожары),
подтвердили, что ткани около двух тысяч лет.
Поговорим об этом подробнее, и прежде всего рассмотрим надежность и обоснованность метода радиоуглеродной хронологии применительно к Плащанице.
Разработанная В. Либби в середине 1950-х гг. методика позволяет определить возраст объекта по содержанию в нем радиоактивного (распадающегося) изотопа углерода 14С.
Содержание 14С в углероде различных природных объектов составляет 1,02—1,13% от суммы изотопов 12С и 13С. Изотоп 14С образуется в атмосфере за счет захвата нейтронов космического излучения ядром атома азота.
«В ходе фотосинтеза 14С наряду с другими изотопами углерода попадает в растения... Когда же организм погибает, он перестает извлекать из внешней среды новые порции углерода, и ввиду радиоактивного распада соотношение 14С с другими изотопами углерода меняется. Период полураспада 14С — 5568 плюс-минус З0 лет. Поскольку скорость распада – величина постоянная, то, измеряя… содержание этого изотопа в общем количестве углерода, можно определить возраст образца… сделав при этом ряд допущений:
1. Изотопный состав атмосферы при образовании образца был близок к современному.
2. Изотопная система образца в момент его образования находилась в равновесии с атмосферой.
3. Изотопная системаобразца после отмирания организма была закрытой и не претерпевала никаких изменений под воздействием внешних факторов местного или временного значения.
Эти три допущения являются граничными условиями применимости методики радиоуглеродной хронологии»[16].
Ясно, что приведенные условия являются идеальными; на практике расчеты возраста по радиохронологическим методам иногда дают абсурдные значения, противоречащие всей имеющейся совокупности исторических, геологических и палеонтологических данных. Историки и археологи обращали внимание на недостоверность определения возраста отдельных объектов с помощью радиоуглеродного метода.
В мартовском номере американского журнала «Нейчер» за 1970 г. сообщалось о исследовании органического материала, содержавшегося в строительном растворе одного английского замка; было точно известно, что замок построен 787 лет назад, однако датирование по изотопу 14С дало возраст 7370 лет. При «датировании» только что отстреленных тюленей по изотопу 14С их возраст определили в 1300 лет, а мумифицированные трупы тюленей, умерших 30 лет назад, были датированы как имеющие возраст в 4600 лет.
Дело в том что радиоизотопная датировка определяет на самом деле не фактический возраст исследуемого образца, а только количественное содержание радиоактивного изотопа углерода 14С, которое в свою очередь зависит от множества факторов. Возраст же образца лишь косвенно рассчитывается по соотношению между нерадиоактивным изотопом углерода 12С и радиоактивным 14С с учетом трех допущений, о которых говорилось выше. Если для данного образца такие допущения не корректны и какие-то факторы не учтены, то возможны колоссальные ошибки. Таким образом, определяются не абсолютные цифры возраста образца, а лишь количество радиоактивного углерода в этом образце, что совершенно не одно и то же. Вот почему, как мы видим из приведенных примеров, результаты могут быть абсурдными.
В 1989 г. Британский совегг По науке и технике провел проверку точности радиоуглеродного метода. В 38 лабораториях разных стран исследовались образцы дерева, торфа, углекислых солей, возраст которых знали лишь организаторы эксперимента, но не исполнители-аналитики. Удовлетворительные результаты были получены лишь в 7 лабораториях — в остальных ошибки достигали двух, трех — и более кратных значений. При сопоставлении данных и при использовании различных вариантов технологии датировки стало ясно, что ошибки связаны не только с неточностями измерения радиоактивности образца, как считалось ранее, но и с процедурой подготовки образца к анализу. Результаты искажаются при нагревании образца, при проведении анализа с помощью жидкостных детекторов, а также в случае предварительной химической обработки образца, если возраст определяется способом масс-спектрометрии с помощью пучка ускоренных частиц (именно этот метод был использован при определении возраста Плащаницы в 1988 г.).
В истории Плащаницы известны события, при которых ее полотно должно было быть загрязнено более «молодым» углеродом. В 1508 году Плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу, и, чтобы доказать ее истинность (что Плащаница «все та же», неписаная), ее долго кипятили в масле, подогревали, мыли и много раз терли, «но не могли снять и уничтожить отпечатков». При этом загрязнение могло произойти за счет углерода масла; кроме того, в результате подогревания могло нарушиться соотношение изотопов. Плащаница неоднократно горела или, во всяком случае, попадала в пожары — в 1201, 1349, 1532, 1934 гг. На ней хорошо видны следы этих пожаров, в том числе даже следы капель расплавленного серебра, прожигавших ткань. При этом должно было произойти загрязнение материала Плащаницы за счет углерода, осевшего на нее в виде копоти от горевших вокруг предметов разного возраста[17].
До 1995 г. многие ученые считали, что изотопные соотношения в ткани не могли быть настолько изменены кипячением и пожарами. Однако ученые из России доктор биологических наук Д. А. Кузнецов и кандидат технических наук по специальности «спектрометрия» А. А. Иванов утверждают, что по их экспериментам с учетом влияния посторонних факторов максимальный возраст Плащаницы — две тысячи лет. В лаборатории были; воспроизведены условия возникшие при пожаре в монастырском храме города Шамбери в 1532 г., когда Плащаница в течении шести часов находилась под воздействием высокой температуры, углекислого и угарного газов, паров воды, а также катионов серебра (согласно летописям, монахи, спасая Плащаницу, два часа обливали водой сильно раскалившуюся в огне серебряную раку).
Специально созданную и нагретую газовую смесь подавали в термостат, где находились кусочки льняного полотна. Возраст образцов был точно известен; среди них имелся лоскут ткани, сотканной две тысячи лет назад.
Как показали результаты модельных экспериментов, содержание 13С и 14С в нитях образцов после воздействия газовой смеси намного увеличилось, что с точки зрения метода радиоуглеродного анализа означает резкое «омоложение» ткани. Следовательно, радиоуглеродные датировки, проведенные в 1988 г. без учета этих факторов, должны были сильно занизить возраст Плащаницы. В действительности ей две тысячи лет, а ошибка возникла из-за некорректности исследований[18].
Рассмотрим проблему с другой стороны.
В 1977 г. на синдологической (от греч. синдоне — «плащаница») конференции в американском городе Альбукерке было высказано предположение, что изображение на Плащанице получилось в результате «вспышки», происшедшей в момент Воскресения. Это предположение основано на явлении, отмеченном после взрыва атомной бомбы в Хиросиме. В результате мгновенной ядерной вспышки на стенах зданий зафиксировались тени предметов, находившихся между ними и источником вспышки[19], — например, тень газового рожка, спроецированная на 2400 метров, и несколько неясных человеческих силуэтов — маляра, красившего здание банка и опускавшего кисть в краску в момент вспышки; человека на телеге, проезжавшего по мосту недалеко от центра взрыва (образовалась рельефная тень, позволяющая различить движение, которым погоняют лошадь). И хотя в данном случае аналогия с изображением на Плащанице не совсем корректна, можно предположить, что Образ на ней запечатлен действием какой-то неведомой силы.
И что мы можем думать о Воскресении Христовом, когда еще при Его Преображении на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн «пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17, 6), увидев, что «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2)?
«Если действительно Воскресение Христово сопровождалось какими-то ядерными реакциями, то изотопные соотношения Плащаницы должна быть нарушены в сторону значительного увеличения содержания 14С, то есть при попытке датировать ее радиоуглеродным методом ошибка в сторону резкого «омоложения» возраста неизбежна. При таком предположении возникновение изображения и резкое обогащение ткани указанным изотопом являются следствиями одной и той же причины»[20].
Что касается традиционной научной датировки Плащаницы, то наиболее точные результаты могут быть получены при изучении ткани и отпечатков монет, положенных на глаза.
Для погребения в Палестине использовали льняную ткань. Плащаница изготовлена из ткани типа «дамаск», имеющей весьма древнее происхождение, не позже I в. по Р. X., поскольку уже во II в. такие ткани перестали производить. Приобрести ее мог лишь состоятельный человек. Не случайно евангелисты обращают наше внимание на то, что Иосиф Аримафейский был «человек богатый». Подобные ткани находят при раскопках в Передней Азии, в частности в Пальмире. Известна такая же находка из Помпеи. Наличие в льняной ткани хлопковых волокон точно указывает на ее ближневосточное и весьма древнее происхождение, потому что хлопок в Европе появился относительно поздно (в Испании свой собственный — с VIII в., в Голландии привозной — с XII в.) [21] (там же, с. 54— 55). (Выше говорилось об описании пыльцы, собранной с полотна, и об изучении его волокон.)
На полотне так же четко и детально, как и черты Образа, отпечатались некоторые элементы рисунка монет, чеканившихся только около 30 г. по Р. X. Одна из них весьма редкая — это лепта Пилата с надписью «кесарь Тиберий»; причем в надписи наличествуют ошибки: вместо TIBEPIOY KAI-САРОС на монете отчеканено TIBEPIOU CAICAРОС. На микрофотографиях видны только буквы «U CAI», однако их форма полностью совпадает с формой букв лепты Пилата. (Любопытно, что до публикации этих фотографий нумизматам не было известно о существовании варианта монеты с ошибкой, но после публикации в разных коллекциях обнаружилось пять таких монет.)
Изображение на Плащанице, реконструированное с помощью современных научных методов, раскрывает перед нами отчетливую картину страданий и крестной смерти Христа Спасителя. «Человек, так отпечатавшийся, роста 1 м 80 см, облика величественнего и царственного… являет на полотне следы ужасных истязаний. Он был жесточайше избит римским флагрумом, то есть хлыстом - кошкой. Полотно показывает, что Он был увенчан шипами; что Он жестоко истекал кровью и что Он нес на плече изранившую Его тяжелую балку. Он был бесчеловечно распят. Он умер от жестокого удушья, постигающего распятых. Он обливался горячим потом, выделяемым так замученными. Он был поражен копьем в сердце, и из раны вытекли потоки сгустившихся на полотне крови и околосердечной воды: красная кровь и розоватая вода обагряют золотистые отпечатки Тела. Он был погребен в этой Плащанице и вышел из нее до истечения 40 часов, не порвав ни единого сгустка крови, не повредив ни единого запекшегося пятна сукровицы или телесной воды»[22].
Приведем сводку описаний Образа, выбранных из разных источников.
«Лицо изувечено: перебита носовая кость, опухла левая щека и рассечена скула. И в то же время на лице царственная ясность и покой — лицо, неповторимое в мире»[23].
Волосы в беспорядке, прядь на левой части лица в большей степени пропитана кровью. Небольшая борода и усы. («Волосы на голове, бороде и усах в беспорядке, оттого что их рвали»[24].) Вся голова от лба до затылка покрыта ручейками запекшейся крови; по отпечаткам видно, что терновый венец представлял собой не просто венок, а нечто вроде шапки из колючих ветвей, сплетенных наподобие митры (митра — знак царской власти), покрывающей всю голову. От каждого удара по этой терновой митре образовывались глубокие раны[25].
После смерти на веки были положены монеты. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Нос ориентальной (восточной) расы[26]. Глаза близко поставлены. Носовая кость перебита от удара с левой стороны — «тростью будут бить по ланите» (Мих. 5,1). Слева над скулой следы удара, и эта сторона отечная. Раны поразительно реальны во всех деталях: на висках и на лбу коричневые пятна — сгустки запекшихся капель крови.
«Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный: очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева». Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Правая щека сильно вздута. Изображение лица асимметрично. Он очень много страдал, и черты лица после смерти не одинаково сократились[27].
Тело отпечаталось в абсолютно точных пропорциях, в нем выражено благородство, оно идеально красиво (там же стр. 524). Тело полностью обнажено[28].
Плечи приподняты, грудь расширена. Руки сверху мало видны, но от локтей — ясно. Левая рука очень естественно лежит на правой. Пониже запястья рана и большой сгусток крови (там же, с. 523). Оба запястья темные — обильно орошены кровью от сквозных ран: «Ему скажут: отчего же на руках у Тебя рубцы? И Он ответит: оттого, что Меня били в доме любящих Меня» (Зах: 13, 6).
Гвоздь был вбит не посредине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей[29]. Размер квадратной раны — 8 кв. мм, ее отпечаток точно соответствует величине гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста и найденного равноапостольной царицей Еленой тогда же, когда был обретен Крест Господень.
Отчетливо видны четыре пальца левой руки. На Плащанице нет ясных отпечатков больших пальцев рук: они находились под ладонями. (До опытов французского хирурга Пьера Барбье медицине это не было известно. Барбье делал опыты с ампутированными от плеча или локтя руками через полчаса после ампутации. Оказалось, что гвоздь легко проходит сквозь «центральный проход» запястья, не задевая ни одной из окружных костей, и таким образом пригвожденная рука без труда несет соответствующий вес распятого человека; кроме того, если гвоздь задевает нервную магистраль руки, большой палец судорожно прижимается к ладони и остается в этом положении[30]. Руки, пригвожденные так, как это принято изображать — посреди ладони, не выдерживают вес тела: у человека с пригвожденными ладонями гвозди разорвали бы кисти рук, и он упал бы на землю. До опытов Барбье науке это не было известно, так как с IV в. по Р. X., со времени Константина Великого, казнь через распятие более не существовала.)
Безошибочно свидетельство Плащаницы о стороне Тела, в которую римский воин нанес удар копьем. В «Комментариях» Юлия Цезаря «открытая сторона» всегда обозначает правую сторону тела, не защищенную щитом. Легионеры специально тренировались наносить смертельные ранения в сердце именно справа, где сердце оставалось без прикрытия (там же, с. 36). Пятно от раны между ребер окружностью в 4,5 см. К нему снизу примыкает другое пятно, имеющее вид потекшей крови. Потекла она, когда Получивший рану был в вертикальном положении. Струя крови, очень обильная, имеет идеально натуральное очертание и дала ясный отпечаток на Плащанице. «И они воззрят на Него, Которого пронзили»[31] (Зах. 12, 10).
Бедра видны отчетливо, и очертание мускулов чисто и сильно. Ясно отпечатались сзади голова, спина и бедра, особенно область тaзa. Ноги видны почти до колен, затем — перерыв; видны икры и снова перерыв над ахиллесовым сухожилием. Ступни опущены, и ярко очерчены пятки[32]. Раны на ногах в тех же местах, что и на руках, и того же типа. Очертания ран на обеих ногах очень четкие, так как кровь запеклась задолго до прикосновения полотна. В одном месте края кровяного пятна зубчатые, то есть жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее; на этом месте пятно светлее. Это пятно от сукровицы, которая вытекла из раны при снятии Тела: обсохшая рана была потревожена освобождением от гвоздя. «Пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 21,17).
«Все ученые — медики и физиологи, всматривавшиеся профессионально в свидетельство Плащаницы, оказались согласны в том, что Христа Спасителя избивали два палача, один из которых был более низкого роста, чем другой. Оба стояли сначала позади, потом впереди Жертвы и орудовали плетью окружным движением с плеча. Раны на спине разделяются на две категории. Одни, более многочисленные, отметились наискось и сверху вниз, углом слева направо, будучи наносимы слева стоящим истязателем. Другие были наносимы в обратном направлении палачом, стоящим направо и позади Христа. На предплечье раны особенно разительны, т. к. они лежат горизонтально на скрещенных спереди руках. Это именно то положение, в котором маленькие и тяжелые гирьки падали на высоко поднятые над головой руки, привязанные по римскому обыкновению к столбу»[33].
Удары были нанесены с большой силой по всему Телу, за исключением области сердца — возможно, потому, что удары в этой области могут быть смертельны (Пилат надеялся удовлетворить иудеев бичеванием: «итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23,16)). На Плащанице видны следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом, из чего можно заключить, что палачи совершали избиение тремя типами бичей. Раны расположены близко одна к другой; каждая длиной примерно 3 см. В центре ударов отпечатки темнее: раны были глубже и крови больше. По краям пятна светлее — там была сукровица, которая текла долго, так как раны раздражались одеждой и медленно
сохли.
При первых ударах кожа вздувалась и багровела, а потом лопалась. Помимо этих ран, на Плащанице видны следы и самих ремней, которые при бичевании обвивали икры, в особенности левой ноги[34].
На правом плече широкая полоса — след от тяжелой перекладины Креста, которую Спаситель нес на Голгофу. Следы от веревок на ноге свидетельствуют, что патибулум был одной стороной привязан сзади к ноге, а другой прикреплен спереди. Евангелие повествует, что после надругания над Господом «одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27, 31). Плащаница подтверждает и это: если бы Ему пришлось нести перекладину на голом плече, образовалась бы одна большая рана от ударов бича и тяжести перекладины; но на плече отчетливо видны разные следы. На левой лопатке также заметны следы перекладины — когда Христос падал, она опускалась по спине и ударяла по левой лопатке. Левое колено, которое при падении сгибалось первым, носит следы многих ушибов.
Следы крови на Плащанице столько же многочисленны, сколько удивительны и для современной медицины загадочны.
Плащаница несет на себе кровь из боковой раны, которая вытекла за спину; отпечатки царапин за плечами; кровь из проколов на голове. Когда Спаситель был распят, кровь из ран на руках стала течь клоктям. Когда Он приподнимался, чтобы поглубже вдохнуть, тогда от струйки крови, направляющейся к локтю, ответвлялись небольшие поперечные струйки. Их извилины свидетельствуют о том, что Распятый, возможно, приподнимался с помощью то правой, то левой руки. На затылке извилины крови видны особенно
отчетливо; струйки текут то вправо, то влево — в зависимости от того, в какую сторону Христос наклонял голову. Ясно видно различие между пятнами крови, вытекшей из ран еще живого Спасителя — например, на лбу, где отпечаталось ее извилистое течение, — и кровью из бока, вытекшей струёй из Тела Иисуса после Его кончины, а также из ног при снятии с Креста.
Удивительно, что следы крови на Плащанице остались недеформированными. Кровоподтек на лбу, имеющий форму перевернутой цифры 3 (след от шипа), два крошечных подтека на тыльной стороне левой руки, два пятна на кистях, кровавые пятнышки на бровях, волосах и т. д. остались нетронуты, не подверглись и малейшей деформации! Тело Христово отделилось от всех кровяных сгустков, от всех присохших затвердений сукровицы и околосердечной воды, не порвав и не потревожив ни одного из них.
Плащаница соприкасалась с Телом от 30 до 40 часов. Это явствует из того, что выделения Тела (в тканях умершего какое-то время продолжают происходить физиологические процессы) частично размыли капли крови на Плащанице. Если бы Тело оставалось в ней более 40 часов, то, как утверждают медики, следы крови были бы полностью размыты.
Но Кто же мог пресечь этот процесс? И Кто мог отделить от Тела пять метров ткани, присохшей к нему с кровью, так, чтобы не вызвал» нового истечения крови и образования новых пятен? «Тот, Которого Бог воскресил» (Деян. 13, 37).
Современная наука не в силах объяснить и того, каким образом отпечатки на нижнем полотне Плащаницы оказались не сплющенными. Об этом свидетельствуют пятна крови в затылочной части, вокруг зоны солнечного сплетения, два подтека, которые пересекаются на спине в зоне пояса и т. д. Ведь в результате давления Тела на постеленную под ним ткань должно быть различие между верхним и нижним оттиском. Однако спинные мускулы в отображении на ткани не оказываются сплющенными, и рельефное отображение вверху и внизу единообразно: легкое, тонкое, чистое. Как это объяснить? Как объяснить, что следы крови не тронуты, ткань Плащаницы не разрушена, а спинная часть отображения не деформирована?
Христос Воскрес! И Тело Спасителя, в этот краткий момент Воскресения не имевшее веса, отпечаталось на Плащанице.
В VIII в. преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Третьем защитительном слове против отвергающих святые иконы» говорит: «Второй вид (поклонения) — когда мы поклоняемся тварным вещам, через которые... Бог совершил наше спасение или до пришествия Господня, или после Его домостроительства во плоти, как, например, гора Синай, Назарет, Вифлеемские ясли, пещера, святая Голгофа, древо Креста, гвозди, губка, трость, священное и спасительное копье, одежда, хитон, Плащаница, пелены, святой гроб — источник нашего воскресения, камень гробный, святая гора Сион, затем гора Масличная, Овчие ворота, блаженный Гефсиманский сад, — это и подобное чту и поклоняюсь; чту и всякий святой храм Божий, и всякое место, в котором произносится имя Божие, — не ради их естества, конечно, но потому, что они вместилище Божественного действования, и через них и в них благоволил Бог совершить наше спасение, ибо я почитаю и поклоняюсь и Ангелам, и людям, и всякой материи, участвующей в Божественном действовании и послужившей моему спасению, ради Божественного действования»[35].